Отпуск Танцовщицы . День Девятый.

Я часто думаю о том , что все умрет . Я не могу смириться с этим . Я читала разные книги на эту тему, сначала я полагала, что у меня какая то проблема , что- то типа страха, быть может даже фобии. Но судя по всему , это часть меня . Эти мысли во мне всю жизнь, сколько помню себя, всегда терзаюсь ими.

Мой отпуск прекрасен. Он прекрасен не тем, где я, не тем, что передо мной все время море и я каждый день лежу под солнцем рядом с фехтовальщиком. Он прекрасен тем, о чем я думаю.

С тех пор, как я встретила Ислама , который почти не слышит, с тех пор как я начала говорить без звуков на языке жестов , стараться сказать все точнее, чем обычно без предысторий , с тех пор я, как будто, осознаю свои мысли. Я их слышу. Я уже писала о том, что я будто хранилище, в которое эти мысли помещены.  Если бы не книги и не мысли, которые я слышу каким-то невидимым ухом, мой отпуск превратился бы в невыносимое пребывание под солнцем. Потому что, как только я перестаю быть "занятой", моя голова усиленно размышляет. Я так много работаю с большим удовольствием , что отдых кажется насилием над психикой . Когда осознаешь свою смертность, когда чувствуешь , что все возможно не имеет смысла , раз  этот смысл, невозможно постичь , тогда собственные цели и желания, не смотря на их силу и остроту ,  выглядят  ненужными . Сегодня прочла у Сэлинджера :

" если хочешь знать, дело вот в чем: сдается мне , что если бы мы с С. Не подсунули Упанишады, Алмазную Сутру , Экхарта и всех наших старых любимцев в список книг для домашнего чтения, ты был бы в сотни раз пригоднее для своего актерского ремесла.. вот если бы только Бог намекнул мне, как сложится твоя актерская судьба. Ты прирожденный актер , это ясно . Видел ли ты хоть одну по-настоящему прекрасную постановку- ну хоть "Вишневого Сада"? И не говори, что видел. Никто не видел. Ты мог видеть "вдохновенные" постановки, "умелые" постановки, но ни одной по - настоящему прекрасной. Ни одной достойной чеховского таланта, где все актеры до одного играли бы Чехова со всеми тончайшими оттенками, со всеми прихотями. Страшно мне за тебя , Зуи. Прости мне пессимизм , если не простишь красноречие. Но я то знаю какие у тебя высокие требования, чучело ты этакое. Я то помню, какое это было адское ощущение- сидеть с тобой в театре. И я слишком ясно себе представляю, как ты пытаешься требовать от сценического мастерства того, чего в нем и в помине нет. Ради всего святого, будь благоразумен."

Это про меня . И я все время требую того, чего в театре и в помине нет. От этого - сделано так много, а видно так мало. 
Но я хотела написать о другой книге, которую мы с фехтовальщиком читаем, лежа на пляже, вслух . И обсуждаем ее и размышляем о ней . Написана она была психологом, выжившем в концлагерях. 

" Достоевский как- то сказал:" я боюсь только одного - оказаться недостойным моих мучений. Духовная свобода человека , которую у него нельзя отнять до последнего вздоха, дает ему возможность до последнего же вздоха наполнять свою жизнь смыслом. Ведь смысл имеет не только деятельная жизнь, дающая человеку возможность реализации ценностей творчества, и не только жизнь, полная переживаний , жизнь, дающая возможность реализовать себя в переживании прекрасного, в наслаждении искусством или природой . Сохраняет свой смысл и жизнь-как это было в концлагере,- которая не оставляет шанса для реализации ценностей в творчестве или переживании. Созидательная жизнь, как и жизнь чувственная , для него давно закрыта.  Для большинства заключенных главным был вопрос : переживу я лагерь или нет? Меня же неотступно преследовало другое : имеет ли смысл само это страдание, эта смерть постоянно витающая над нами ? Ибо, если нет , то нет и смысла вообще выживать в лагере. Если весь смысл жизни в том, сохранит ее человек или нет, если он всецело зависит от милости случая - такая жизнь, в сущности, и не стоит того, чтобы жить

Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том чего она ждет от нас. Ежедневно, ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать, не разговорами или размышлениями , а действием, правильным поведением. Ведь жить- в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым , за выполнение требований дня и часа. 

Эти требования, а вместе с ними и смысл бытия , у разных людей и в разные мгновения жизни разные. Значит вопрос о смысле жизни не может иметь общего ответа . Жизнь, как мы ее здесь понимаем, не есть нечто смутное, расплывчатое - она конкретна, как и требования ее к нам в каждый момент тоже всегда конкретны . Эта конкретность свойствена человеческой судьбе: у каждого она уникальна и неповторима .

Для нас в концлагере все это не было от влеченными рассуждениями. Наоборот, такие мысли были единственными, что еще помогало держаться. Держаться и не впадать в отчаяние даже тогда , когда уже не оставалось почти никаких шансов выжить. Для нас вопрос о смысле жизни давно уже был далек от того распространенного наивного взгляда, который сводит его к реализации творчески поставленной цели. Нет, речь шла о жизни в ее цельности, включавшей в себя так же и смерть, а под смыслом мы понимали не только "смысл жизни", но и смысл страдания и смерти. За этот смысл мы боролись . "......

Виктор Франкл " Психолог в концлагере"


Комментарии

Популярные сообщения